Легенды и факты о мировых эпидемиях
Бактерии и вирусы – спутники человечества на протяжении всей его истории. С древности микромир оказывает огромное влияние на взлеты и падения целых стран и народов. А загадочная гибель ряда древних цивилизаций порождает гипотезы о фатальном вмешательстве болезнетворных вирусов.
Однако понадобились столетия, прежде чем люди узнали о невидимых возбудителях смертельных болезней. Вплоть до XVI века научных знаний об этом не было. Страх перед неведомой силой, уносящей жизнь целых городов и стран, породил среди разных народов немало легенд и мифов.
Первые сведения об эпидемиях на Руси можно найти в древнерусских летописях XI–XII веков. В названный период происходит объединение отдельных княжеств под властью киевских князей, растет население в городах. Это создает условия для развития торговых связей на большой территории, что способствовало быстрому распространению инфекционных болезней. Неурожайные годы, частые «глады» подготавливали почву для возникновения эпидемий.В летописях упоминается о неожиданных «морах» людей и животных. Необъяснимые явления в это время легко объявлялись Божьей карой и дьявольскими происками.
События 1092 года настолько поразили воображение современников и потомков, что нашли отражение во многих летописях. Лаврентьевская летопись сообщает: «…Предивно бысть чюдо Полотьск… аще кто вылезаше ис хоромины хотя видети абье уязвлен будяше невидимо бесов язвою и с того умираху…»
Московский летописный свод рассказывает: «Предивно бысть в Полтьсце, яко человеци рищюще беси; и аще хто вылазяше из храмины, хотя видеми то, абие уязвлен бываше невидимо от бесов язвою, и с того умираху…»
То есть все, кто оставался внутри жилища, был невредим, каждый же, кто выходил на улицу, заболел и умер.
Заболевания сопровождались большой смертностью: «…В си же времена мнози человеци умираху различными недугы».
«В то же лето мор бяше людем, якоже глаголаху продающеи гробы: «Яко от Филлипова дня до Мясопуста великого 7000 гроб продахом».
В 1187 году Лаврентьевская летопись и Московский летописный свод содержат сведения о страшной болезни, поразившей современников: «Того же лета бысть болесть силна в людех велми не бяше бо ни единаго двора без болнаго, а в ином дворе некому бяше ни воды подати, но вси лежат боля». Конечно, эти сведения не позволяют определить, какие именно болезни вызывали «мор». Более подробно о них рассказывают летописи XVI века. В них можно найти конкретные указания на эпидемию чумы.
Известно, что распространение в XIV веке болезни началось с Пскова. Это вполне объяснимо, если учесть оживленные торговые связи Пскова с Западной Европой, где в то время уже свирепствовала чума. В летописях имеются довольно подробные сведения о появлении и движении этой болезни. В Пскове Черная Смерть свирепствовала летом, в Новгороде – от 15 августа до Пасхи: «Бысть мор силен в Плескове. Того же лета послов Плесковичи в Новгород, зовуще владыку Василия к себе, дабы их благословил, и владыка их послуша молбы, абие поиде к ним и пришед благословил их, и возвратился назад к Новугороду, бывшу же ему на пути, и ключися болезнь ему тяжка».
Конец века был ознаменован еще двумя эпидемиями чумы, об этом ясно говорит Новгородская летопись 1389 года: «Тои весне бысть мор велик во Пскове, а знамение железою. И тои весне ездил владыка Иван в Псков, и молитвою его преста мор в Пскове»; «…Той же осени бысть мор силен вельми в Новегради».
В летописях встречается и первое упоминание о предпринятых против распространения эпидемии мерах. Упоминаются костры, «наряженные» владыкой Василием в городе Орехове. Это говорит о том, что на Руси в те времена уже имелось представление о распространении болезней «через воздух». В Европе такие догадки о причинах заболеваний появились еще раньше и не были лишены оснований. Например, было замечено, что нашествие крыс предшествовало страшной болезни, не щадящей никого. Изначально в Европе пасюков (серых крыс) не было, в домах приручали ласку для борьбы с мышами. Потом во время Крестовых походов из Азии пришли крысы-пасюки и захватили Европу, ласки не могли с ними справиться. Для этой цели из Египта завезли кошку и распространили по Европе. Но от крыс было не так легко избавиться. Средняя плодовитость самки –7–9 детенышей в каждом выводке, далее поголовье грызунов увеличивается в геометрической прогрессии. Потомство от пары крыс за три года может достигнуть миллиона особей.
Средневековые города в Западной Европе возникли в IX–XI веках, однако водопроводы и водоотводы в них стали сооружаться лишь несколько столетий спустя (в Германии, например, с XV в.). Весь мусор и пищевые отходы горожане выбрасывали прямо на улицы, узкие и кривые, недоступные для лучей солнца. В дождливую погоду улицы превращались в непроходимые болота, а в жаркий день в городе было трудно дышать из-за едкой и зловонной пыли. Понятно, что такие условия были благоприятны для крыс.
Соседство крыс с людьми никогда не было дружелюбным. Крысы уничтожали продовольственные припасы. В голодные годы хлеботорговцы пытались в это время придержать зерно до поднятия выгодных цен и хранили его в складах. Крысы устремлялись туда со всей голодной округи и хозяйничали как настоящие оккупанты. Этому способствовала антисанитарная обстановка в городах того времени. А поскольку крысы вели ночной образ жизни и в их поведении наблюдалась некоторая разумность, они вызывали еще и страх. Этот страх усилился, когда люди заметили связь повальных болезней с нашествием крыс. Во многих странах стали принимать различные меры по борьбе с ними.
Иногда в городах проводили показательные «суды над крысами»: пойманных зверьков судили по всем правилам, а затем торжественно казнили. Таким шоу приписывали магическую силу, но и они не помогали. Порой власти шли на крайние меры: один епископ, чтобы избавиться от крыс, приказал сжечь свой город, не пощадив жителей (в то время некоторые епископы были одновременно и светскими князьями, поэтому могли делать со своими владениями и подданными все что угодно).
В те же времена появилась и профессия крысолова, которую можно назвать предшественницей современной специальности дезинфектора.
При дворе Якова I (правл. 1603–1625 гг.) в состав Королевской Палаты входило большое количество придворных слуг, представителей разного рода профессий, которые подчинялись непосредственно лорду-камергеру. Среди них значились не только сундучник, сапожник, часовщик, но и придворный крысолов (ratcatcher).
В средние века появилось множество странствующих крысоловов. Профессия крысолова в эту пору стала распространенной и общественно значимой. По городам и весям бродили крысоловы, на шестах они несли связки крысиных трупов, на лотках – ловушки и яды. Придя в деревню или в город, такой специалист хвастал своими победами над крысами там-то и сям-то, показывал дипломы неведомых университетов и уверял, что его метод уничтожения грызунов самый эффективный.
Один из методов был таким. Крысолов ловил в этой местности десяток крыс и сажал их в железную бочку. Там их держал где-то 12 дней. От голода в темноте крысы начинали съедать друг друга, на 12-й день оставалась одна, самая сильная. И эта крыса уже не хотела есть никакие отбросы, только себе подобных. Крысолов ее выпускал из бочки, брал деньги и уезжал. Через некоторое время крысы исчезали. Однако славу профессии крысолова создал не этот метод. Среди крысоловов были и те, кто пользовался заклинаниями против крыс и другими таинственными приемами.
Рукопись 1430 года – «Книга о чуде» – содержит сцены обрядов и заклинаний для изгнания крыс. Людей, занимающихся этим, называли заклинателями. Власть этих людей над крысами объясняли не иначе как данную дьяволом, и потому церковь и инквизиция при каждом удобном случае расправлялись с самими крысоловами, способствуя таким образом дальнейшему вымиранию своей паствы от голода и чумы.
В России крысоловов называли повелителями или хозяевами крыс. Их услугами часто пользовались владельцы мельниц, где серых грызунов водились целые полчища. Считалось, что «хозяин крыс» мог не только увести надоедливых соседей, но и натравить их на неугодных ему людей.
Некоторые крысоловы боролись с грызунами при помощи музыки. Не случайно в сказках упоминаются персонажи с дудками. Как правило, дудка выточена из позвоночника «короля крыс». Сегодня нам трудно поверить в реальность подобных историй, тем не менее в их основе нередко лежат подлинные события.
До сих пор жива легенда о гамельнском дудочнике, который избавил немецкий город Гамельн от крыс с помощью музыки. Однако магистр города обманул крысолова, не выплатив ему обещанный гонорар. Тогда музыкант увел за собой под колдовские звуки дудочки всех городских детей, которые сгинули с ним безвозвратно.
Самым древним свидетельством событий, разыгравшихся семьсот с лишним лет назад, было изображение в оконном витраже церкви на Рыночной площади Гамельна. Правда, сам витраж не сохранился, но есть его подробные описания, сделанные в XVI веке: вверху изображен человек в пестрой одежде, а под ним – молящиеся дети.
Немного позднее на деревянной балке городской ратуши была вырезана надпись: «В год 1284, в день святых Петра и Павла 26 июня, Пестрый Дудочник завлек 130 детей на гору Коппен в окрестностях Гамельна, где они исчезли».
Что произошло на самом деле? Никто этого не знает. Невозможно определить меру правды и меру вымысла в легенде.
О крысолове сложены народные баллады у многих народов.
Во Франции существует легенда о таинственном монахе, который освободил некий город от крыс, но, обманутый магистратом, увел за собой весь скот и всех домашних животных.
Ирландия также знает историю о волшебном волынщике, уведшем за собой молодежь.
В Бранденбурге колдун играл на органиструме и, выманив свои жертвы, навсегда скрылся с ними в горе Мариенберг.
В городе Нойштадт-Эберсвальде также бытовала легенда о колдуне-крысолове, избавившем от нашествия грызунов городскую мельницу. Если верить рассказу, он спрятал внутри «нечто» и такое же «нечто» положил в одном ему известном месте. Околдованные крысы немедленно покинули прежние жилища и ушли из города навсегда. Эта легенда, впрочем, заканчивается мирно – колдун получил свою плату и также исчез из города навсегда.
Известна история о том, как поля в окрестностях города Лорха подверглись нашествию муравьев. Епископ Вормса достал свирель и заиграл на ней. Насекомые сползлись к нему, он повел их к воде, куда погрузился и сам. Затем он потребовал от жителей вознаграждения, но ему отказали. Тогда он опять заиграл на своем инструменте, к нему сбежались все свиньи в округе, он повел их к озеру и скрылся в воде вместе с ними.
На острове Умманц (Германия) есть свой рассказ о крысолове, с помощью колдовства утопившем в море всех местных крыс и мышей. Место, где это случилось, с того времени получило название Rott, и земля, взятая оттуда, якобы долгое время служила надежным средством против грызунов.
В Корнойбурге, вблизи Вены (Австрия), действие разворачивается в 1646 году, в разгар Тридцатилетней войны, когда разоренный шведами город кишел крысами и мышами. Флейтист в костюме охотника вызвался избавить город от беды. В отличие от гамельнского, этот персонаж имел имя – Ганс Мышиная Нора. Он был родом из Магдаленагрунда (Вена), где исполнял должность городского крысолова. Обманутый магистратом, отказавшимся платить ему, Ганс, играя на дудочке, выманил из города детей и отвел их к Дунаю, где на пристани ожидал корабль, готовый к отплытию. До недавнего времени в память об этом в городе якобы существовал мраморный барельеф, изображавший крысу, поднявшуюся на задние лапы, в окружении затейливой готической надписи. С течением времени она совершенно стерлась, так что различить стало возможно лишь латинскую цифру IV.
Легенда, весьма схожая с историей гамельнского крысолова, бытует также в городе Ньютоне на английском острове Уайт. Здесь, пытаясь избавиться от нашествия крыс, магистрат нанял в помощь «странного типа в костюме всех цветов радуги», представившегося как Пестрый Флейтист. Крысолов избавил город от крыс, но, обманутый магистратом, начал наигрывать на дудочке иную мелодию. К нему сбежались все городские дети, и в их сопровождении крысолов навсегда исчез в дубовом лесу.
Как полагают, подобные легенды были связаны с эпидемией чумы. Болезнь распространяли черные крысы, во множестве проникавшие в города из корабельных трюмов.
Полагают, что именно жестокая эпидемия, ставшая причиной гибели большого количества детей и подростков в средневековом Гамельне, могла в народном сознании превратиться в легенду о таинственном дудочнике, уводящем с собой танцующих детей в царство смерти, «за гряду холмов» (нем. Coppen), откуда никто из них уже не смог вернуться назад.
Были также попытки увидеть в «пестром одеянии» флейтиста, о котором упоминают даже самые ранние варианты легенды, черные и синие пятна, которые появляются на теле больного бубонной чумой.
В истории чумы известны три колоссальные пандемии. Пер-вая – «чума Юстиниана», которая, выйдя из Египта, опустошила почти все страны Средиземноморья и держалась около 60 лет. В разгар эпидемии в 542 году только в Константинополе ежедневно умирали тысячи человек. Вторая, самая зловещая в истории Западной Европы, – «черная смерть» середины XIV века. Третья – пандемия чумы, начавшаяся в 1892 году в Индии (погибло более 6 млн. человек) и отразившаяся эхом в XX веке на Азорских островах, в Южной Америке и других районах земного шара, где долго не умолкал ее погребальный звон.
«Черная смерть» 1346–1348 годов была завезена в Европу через Геную, Венецию и Неаполь. Начавшись в Азии, она опустошила Фракию, Македонию, Сирию, Египет, Каир, Сицилию, территорию современных Италии, Греции, Франции, Англии, Испании, Германии, Польши, России.
Задолго до разработки научно обоснованных мер борьбы с инфекционными болезнями в средневековой Европе стали применять задержание людей и товаров на пограничных пунктах в течение 40 дней, откуда и возник термин карантин (итал. quarantena от quaranta gironi – сорок дней). Первые карантины были введены в портовых городах Италии в 1348 году. В XV веке на острове св. Лазаря близ Венеции были организованы первые лазареты для заболевших на морских судах во время карантина.
В 1895 году при завоевании Тайваня японцы столкнулись не только с упорным сопротивлением местных жителей, но также с эпидемиями холеры и в особенности малярии, повлекшими огромные людские потери. Лишь около половины личного состава 1-й дивизии вернулись в Японию из экспедиции по умиротворению Тайваня. Смерть от малярии настигла не только солдат и офицеров дивизии, но даже самого принца.
Страшные потери от местных болезней побудили японцев принять активные меры в этой сфере хотя бы для того, чтобы защитить своих собственных солдат и служащих. Подавив вооруженное сопротивление местных жителей, японская администрация стала уделять повышенное внимание общественной санитарно-эпидемической службе. Генерал-губернатор Гентаро Кодама учредил в 1899 году комиссию по изучению местных эпидемических заболеваний для сбора сведений о малярии, чуме, бери-бери (авитаминозе), трахоме, тифозной лихорадке и паразитических болезнях. Главой гражданской администрации Формозы (Тайваня) был назначен доктор Шимпэй Гото. Им была основана первая карантинная больница. Это заведение, куда помещались жертвы не только малярии, но и других опасных болезней вроде холеры, чумы или тифозной лихорадки, получила в народе красноречивое прозвище «крысиной больницы».
Немалую роль в борьбе против чумы сыграла и развернутая по всему острову «всенародная» кампания по уничтожению крыс. «Сколько хвостов у тебя сегодня?» – такими вопросами обменивались в конце XIX века жители Тайбэя, встречаясь по утрам у дверей столичных полицейских участков. Десятки школьников наводняли эти участки каждое божье утро, кроме воскресений, чтобы обменять добытые хвосты на пару мелких монет. И хотя крысиные хвосты не имели никакой товарной ценности, власти платили за них звонкой монетой, чтобы покончить со смертельной чумой, передававшейся людям через укусы крысиных вшей. Поначалу японские власти требовали предъявлять целые тушки убитых крыс. Но позднее, когда чума (особенно наиболее опасная бубонная чума) оказалась под контролем, власти стали платить просто за крысиные хвосты.
Ликвидация малярии, погубившей японского принца, отняла много времени и сил. Проблема властей состояла в том, как защитить людей от укусов комаров и избавиться от этих насекомых. Для ее решения японцы основали на юге Тайваня центр изучения малярии. Кроме того, они снабдили местных жителей более плотными противомоскитными сетками, специально завезенными из Японии. Эти сетки защищали людей во время сна, так как москиты активны только в ночное время. Помимо сеток, японцы завезли противомоскитные благовония. Наконец, они привезли все из той же Японии самое главное оружие – маленькую пресноводную рыбку медака, которая обитает в чеках рисовых полей и имеет серебристо-коричневый окрас. Эта рыбка, питающаяся исключительно личинками комаров, была выпущена в заливные рисовые поля и быстро очистила весь северный Тайвань от анофелиновых комаров, единственного вида – переносчика малярии. Впрочем, японским властям потребовалось еще много десятилетий для того, чтобы объявить Тайвань свободным от малярии.